14 май 2019
Нравится 0

Святой, суперзвезда, бунтарь и простой смертный - это всё кинообразы Иисуса Христа

В апреле в российский прокат вышел фильм «Мария Магдалина» с Хоакином Фениксом и Руни Марой в главных ролях — рассказ о жизни и смерти Иисуса Христа с точки зрения женщины, Марии из Магдалы. Это далеко не первая и явно не последняя версия библейской истории об Иисусе из Назарета и его учениках. С момента рождения кинематографа было снято более ста игровых фильмов, так или иначе посвященных Христу. Его воспевали, в нем сомневались, его оплакивали и над ним смеялись. Вот наиболее самые яркие экранные образы Христа.

1. «Жизнь и страдания Иисуса Христа» (1898)
Иисус Христос: Бриту (возраст неизвестен)

Как только хронометраж первых немых фильмов перешагнул через рубеж в одну минуту, кинематографисты бросились искать темы, знакомые максимально широкой аудитории. Библейские сюжеты пришлись очень кстати. Без лишних пояснений зрители мгновенно узнавали на экране образ Иисуса, а однокадровые эпизоды из Евангелия нередко демонстрировались по отдельности, что приносило дополнительный доход. Иисус в фильме Луи Люмьера и Жоржа Ато не был самым первым в истории кино. Только в период с 1897 по 1898 год подобных лент было снято по меньшей мере три. К сожалению, все они утрачены. Благодаря этому десятиминутному фильму зрители могут бегло ознакомиться с 13 эпизодами из жизни Спасителя — от поклонения волхвов до воскресения. Сам Иисус здесь очень театрален и напоминает фокусника на сцене.

2. «Жизнь и страсти Иисуса Христа» (1903)
Иисус Христос: неизвестный актер

В череде самых ранних фильмов о Христе эту работу выделяет невероятная зрительская любовь. В то время как технические возможности кинематографа развивались стремительными темпами, лента Люсьена Нонге и Фердинанда Зекка «Жизнь и страсти Иисуса Христа» отказывалась стареть и с успехом прокатывалась вплоть до 1925 года (а это 22 года!). Хронометраж фильма составляет 44 минуты, в него входит 18 евангельских эпизодов. Пара сцен из фильма впечатляет по сей день, например хождение Иисуса Христа по водам, где благодаря двойной экспозиции одежды Спасителя становятся полупрозрачным, сквозь них видны гребни волн. Или эпизод «Вознесение», в котором Иисус отрывается от земли и медленно плывет вверх, как на лифте. Поднимающая площадка, кстати, отчетливо видна в кадре, но для первых зрителей это было настоящим чудом.

3. «Нетерпимость» (1916)
Иисус Христос: Ховард Гайе (38 лет)

Американский кинорежиссер Дэвид Уорк Гриффит в своем эпике «Нетерпимость», который стал этапным в истории кино, путешествует по четырем историческим эпохам, переплетая их и соединяя в единый поток киновремени. Охват впечатляет — на экране 40 веков человеческой нетерпимости. На съемках были использованы масштабные и дорогие декорации, режиссер не жалел пленки и смело экспериментировал с возможностями киноязыка. Однако в итоге картину ждал не менее эпичный провал: зрителям было крайне сложно высидеть три с половиной часа в зале, а новаторская форма оставляла слишком много вопросов в сюжете. Эпизод «Жизнь и страдания Христа» захватывает четыре короткие евангелические сцены и явно не претендует на то, чтобы углубиться в историю Спасителя. Гриффита интересуют параллели и тот символический смысл, который несет на себе Иисус: он жертва нетерпимости и искупитель человеческих грехов. Никакой психологизм в изображении Христа не допускается, а снимая его общими и средними планами, камера ни разу не заглядывает Иисусу в глаза.

4. «Иисус Назаретянин, царь Иудейский» (1923)
Иисус Христос: Григорий Хмара (41 год)

Оценить по достоинству замысел немецкого экспрессиониста Роберта Вине (постановщика «Кабинета доктора Калигари») сегодня крайне сложно, ведь половина его фильма «Иисус Назаретянин, царь Иудейский» впоследствии была утеряна. Изначально сюжетная линия с Христом не была обособлена и перекликалась с историей социалиста, который за убийство правителя был приговорен к смерти. Революционера в сохранившихся копиях не осталось, но о том, что он когда-то присутствовал, намекают переставленные в евангельской истории акценты. Так, Вине избавил «Иисуса Назаретянина» от рассказа притч. Христос здесь не совершает чудес, а тема революционной борьбы (еврейского народа против римского господства) проходит через весь фильм. Роль Иисуса Вине доверил русскому актеру, эмигранту Григорию Хмаре. Марию Магдалину сыграла жена Хмары, звезда немого кино, датская актриса Аста Нильсен.

5. «Царь царей» (1927)
Иисус Христос: Х. Б. Уорнер (52 года)

«Царь царей» — настоящий немой блокбастер, побивший в 1920-е годы все мыслимые и немыслимые рекорды по кассовым сборам. Его бюджет составил 2 500 000 долларов, что явным образом отразилось на масштабе постановки. Если Христа в кадре распинают, то с массовкой из сотни человек. Если Иисус совершает чудеса, то сияние от его одежд ослепляет как апостолов, так и зрителей. Наконец, сцену воскресения Христа режиссер Сесил Б. ДеМилль и вовсе решил в цвете, использовав передовую систему Technicolor. Первые показы этого масштабного кинополотна в Штатах вызвали бурю негодования среди евреев, которые сочли себя оскорбленными. ДеМиллю даже пришлось вырезать из картины несколько сцен, в которых подчеркивалось, что еврейский народ причастен к расправе над Иисусом. А вот среди христиан «Царь царей» имел многолетний успех и часто демонстрировался в приходах для миссионерской деятельности. Хотя американские критики отзывались о фильме более чем благожелательно, сегодняшнее его значение в истории кино выглядит куда скромнее.

6. «Бен Гур» (1959)
Иисус Христос: Клод Хитер (32 года)

В знаменитом «Бен Гуре», которого поставил Уильям Уайлер, роль Иисуса исполнил Клод Хитер, хотя особого значения это не имеет: за весь фильм его лицо так и не появится в кадре. Камера ловко перескакивает с деталей (рук, ног, плеч Спасителя) на самые общие планы, и лицо Христа все время ускользает от зрителя. Заглянуть в глаза Иисусу позволено лишь героям, его современникам, однако ни один из них не может попасть на страницы Священного Писания. Так, перед распятием сам Бен Гур (Чарлтон Хестон) пытается взвалить на себя крест Иисуса, когда тот падает под его тяжестью. Но воины отталкивают вымышленного персонажа в сторону, как будто случайно доверяя эту миссию другому. Бен Гур прикасается к истории Иисуса, но не становится ее частью.

7. «Евангелие от Матфея» (1964)
Иисус Христос: Энрике Ирасоки (20 лет)

Уж от кого-кого, а от итальянского писателя и режиссера Пьера Паоло Пазолини — атеиста, марксиста и гомосексуалиста — зрители могли ожидать фильм по мотивам Священного Писания в последнюю очередь. Тем более что всего за год до «Евангелия от Матфея» режиссер предстал перед судом, где был обвинен в оскорблении религиозных чувств (см. фильм «Овечий сыр» в киноальманахе «Рогопаг»). По сюжету герой его комедийной короткометражки во время съемок картины об Иисусе внезапно помирал прямо на кресте, объевшись овечьим сыром. И вдруг Пазолини резко сменил оптику и снял шедевр, покоривший как набожных христиан, так и людей, далеких от религии.

Его Христос, исполненный непрофессиональным актером, испанским студентом Энрике Ирасоки, предстал на экране истовым бунтарем — первым революционером, первым социалистом, который является чтобы разделить сына с отцом, дочь с матерью, чтобы принести не мир, но меч. Реалистичность повествования не оставляла от образа Иисуса никакой елейности. Возвышенная оратория Баха «Страсти по Матфею» органично соединялась с блюзом и фолком, а также народной песней «Ах ты, степь широкая» и революционной «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Ну а среди многочисленных премий самой примечательной в связи с фигурой Пазолини выглядит большой приз экуменического жюри в Венеции.

8. «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965)
Иисус Христос: Макс фон Сюдов (36 лет)

Во многом «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» обязана блистательной игре молодого Макса фон Сюдова в роли Иисуса, хотя актер согласился на нее не сразу да и знанием материала похвастаться не мог: «Я не был особенно религиозен, меня особо не интересовала жизнь Иисуса. Поэтому для меня вопрос заключался в том, чтобы выяснить, кем является Иисус для меня и что я о нем думаю. Чтобы это выяснить, я прочитал Евангелие. Потом несколько книг о том периоде, о тех людях, которых окружали Иисуса, находились под его влиянием. И я постарался изобразить Сына Божьего как одного из нас».

Размах декораций, красота костюмов и музыкальное сопровождение по сей день поражают воображение, а пять номинаций на «Оскар» — хороший повод, чтобы посмотреть эту картину.

9. «Млечный путь» (1969)
Иисус Христос: Бернар Верле (30 лет)

Вопрос, волновавший христианский мир столетиями — «Смеялся ли Христос?», — с легкой руки испано-мексиканского режиссера Луиса Бунюэля («Скромное обаяние буржуазии», «Андалузский пес») решается утвердительно. Его Иисус не только смеется, но еще и неплохо бегает, а проповеди читает так, словно это анекдоты. Между тем Христос — это не главное действующее лицо в «Млечном пути». Он один из тех исторических персонажей, которых встречают на своем пути два современных паломника, направляющихся к мощам апостола Иакова. Разумеется, перед зрителями фарс: герои прыгают из эпохи в эпоху, но за простой юмористической формой Бунюэль скрывает центральные для католиков догматические проблемы, переплавленные в кинообразы. На 19-м Берлинском кинофестивале «Млечный путь» был награжден призом международного евангелического жюри, и тем сюрреалистичнее выглядит знаменитый афоризм режиссера: «Слава богу, я все еще атеист».

10. «Джонни взял ружье» (1971)
Иисус Христос: Дональд Сазерленд (36 лет)

В режиссерском антивоенном дебюте голливудского сценариста Далтона Трамбо «Джонни взял ружье» Иисус ярче всего заявляет о себе в одном эпизоде. То ли во сне, то ли в причудливой фантазии видит Спасителя раненый американский солдат Джо Бонэм, и образ, воплощенный Дональдом Сазерлендом, мягко говоря, далек от канонического. Христос играет с солдатами в карты, превращает воду в виски и шутит, что научился этому фокусу на свадьбах. Ироничная сценка быстро меняет настроение, как только выясняется, что игроки — это убитые солдаты, ожидающие поезда на тот свет. Христос же представляется Трамбо машинистом, чей истошный крик сливается с гудком поезда и воплощает всю трагедию войны. В 1971 году фильм взял Гран-при на Каннском кинофестивале и приз ФИПРЕССИ.

11. «Иисус Христос — суперзвезда» (1973)
Иисус Христос: Тед Нили (30 лет)

В 1973 году американский режиссер Норман Джуисон снял первую экранизацию рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» с бессмертной музыкой Эндрю Ллойда Уэббера и стихами Тима Райса. И хотя проект получился во многом иллюстративным, это не помешало ему прогреметь по всему миру, собрать неплохую кассу и поднять волну негодования со стороны религиозной общественности. Последние дни из жизни Христа наполнены массой современных деталей: торговцы в храме продают гранаты, по израильской пустыне ездят танки, воины первосвященников держат в руках автоматы и т. д. Сам же Иисус не совершает в фильме чудес, и вопрос о его божественности так и остается открытым. Не менее провокативна роль Иуды, исполненная темнокожим актером Карлом Андерсоном. На Тайной вечере Христос говорит апостолам: «Я знаю, что кто-то из вас меня предаст», на что Иуда отвечает: «Кончай ломать комедию. Ты отлично знаешь, кто это сделает». Сын Божий не может не знать о том, кто его предаст, а потому Иуда предстает в фильме жертвой, которая исполняет жестокий замысел учителя.

12. «Мессия» (1975)
Иисус Христос: Пьер Мария Росси (возраст неизвестен)

«Мессия» — последний фильм итальянского киноклассика Роберто Росселини («Рим, открытый город», «Германия, год нулевой»), снятый им за два года до смерти. В интерпретации Христа режиссер опирался на все четыре Евангелия, но, что важнее, практически избавил фильм от сверхъестественного. Его Иисус человечен, он не совершает чудес, но все равно остается безукоризненным образцом нравственности для своих учеников и сподвижников. Особое внимание Росселини уделил работе с цветами и их символикой, а в финале картины зрители могут увидеть одну из первых в истории кино Пьет — иконографическое изображение мертвого Христа, лежащего на коленях Марии.

13. «Иисус из Назарета» (1977)
Иисус Христос: Роберт Пауэлл (33 года)

Четырехсерийный пеплум итальянского режиссера Франко Дзеффирелли был снят под чутким надзором Ватикана и оказался образцовым католическим прочтением новозаветной истории. К работе были привлечены лучшие из лучших: сценаристы — Энтони Бёрджесс («Заводной апельсин») и Сузо Чекки д’Амико («Похитители велосипедов», «Рокко и его братья»), композитор — Морис Жарр («Лоуренс Аравийский»), операторы — великолепные Армандо Наннуцци («Гибель богов», «Людвиг») и Дэвид Уоткин («На помощь», «Уловка-22»). Ну а образ Христа воплотил в мини-сериале голубоглазый Роберт Пауэлл, да так, что его изображение на долгие годы стало ассоциироваться со Спасителем. Он стал героем массовой сувенирной продукции и, как поговаривали, получил от Ватикана заманчивое финансовое предложение, если актер согласится никогда больше не сниматься (на это он не пошел). Работая в довольно узких творческих рамках, Дзефирелли смог снять очень красивое кино, в котором лирические портреты гармонично вписаны в богатые декорации, а история Иисуса раскрывается во всей полноте.

14. «Последнее искушение Христа» (1988)
Иисус Христос: Уильям Дефо (33 года)

Пожалуй, ни один фильм об Иисусе Христе не вызывал столько ожесточенных споров, как экранизация скандального романа Никоса Казандзакиса «Последнее искушение Христа», выполненная Мартином Скорсезе. Прокат фильм сопровождался акциями протеста, христианский деятель Билл Брайт начал сбор средств, чтобы выкупить негатив картины и уничтожить, а режиссер Франко Дзефирелли даже снял с показа на Венецианском кинофестивале свой фильм «Молодой Тосканини», узнав, что он будет соседствовать с «еретической» лентой Скорсезе. Между тем в фильме поднимался один из самых сложных вопросов христианства — вопрос о двойственной природе Иисуса, бога и человека. Соблазн прожить жизнь простого смертного раздирает героя Уильяма Дефо, и в конечном счете тот ему поддается.

Иисус сходит с креста, заводит семью с Марией Магдалиной, обзаводится потомством и, состарившись, видит, как миф о нем начинает существовать сам по себе, вопреки правде. Столь вольная трактовка евангельской истории не могла не возмутить церковь, а откровенная сцена близости Иисуса и Магдалины многих повергала в шок. «Последнее искушение» разделило на два лагеря в том числе и критиков, так что оценки фильма варьировались в диапазоне от «отвратительного» до «шедеврального». Как бы то ни было, католик Скорсезе снял одну из самых острых лент об Иисусе, отказавшись от открыточного восприятия Спасителя и осмелившись задавать неудобные вопросы.

15. «Чудотворец» (2000)
Иисус Христос (озвучка): Рэйф Файнс (38 лет)

Мультипликационный фильм «Чудотворец» — совместное детище российских и британских аниматоров, выполненное в стилистике кукольного реализма. И если в «Библии для детей» допустимы отступления и упрощения евангельской истории, то оправданы они и в этом светлом мультфильме. Иисус предстает здесь добрым пастырем, борется с врагами и совершает чудеса, делая историю более чем двухтысячелетней давности близкой и понятной маленькому зрителю. Особо стоит отметить видения и воспоминания героев (в виде флешбэков), в которых на смену трехмерным пластилиновым куклам приходят двухмерные рисунки, оживленные с помощью компьютерной анимации.

16. «Евангелие от Иоанна» (2003)
Иисус Христос: Генри Йен Кьюсик (36 лет)

Если искать наиболее точную экранизацию новозаветных текстов, то «Евангелию от Иоанна» британца Филипа Савилла не будет равных. Фильм следует за Священным Писанием буквально в каждом кадре, а все интерпретации выдержаны настолько нейтрально, что вряд ли могут оскорбить хоть кого-нибудь. Богослов Энди Насели отмечал: «Чтение Евангелия от Иоанна занимает чуть больше двух часов, поэтому еще один час в этом трехчасовом фильме объясняется различными драматическими факторами — ритмическими паузами и воссозданием сцен». И если для верующего человека именно так и должна выглядеть образцовая картина, снятая по библейскому тексту, то для кинематографа ее значение минимально.

17. «Страсти Христовы» (2004)
Иисус Христос: Джеймс Кэвизел (36 лет)

В своем знаменитом фильме Мэл Гибсон сосредоточился на последних 12 часах жизни Иисуса Христа, во всех подробностях показав, что означает искупление грехов человеческих. Отрывающиеся куски плоти, вскрытые ребра, заплывающие глаза и вонзающиеся в лоб шипы терновника призваны бросить зрителя в пространство чуть ли не документально запечатленной казни, в которой нет ни поблажек, ни умолчаний. Столько крови из Иисуса, наверное, не вытекало на экране ни до, ни после, а актер Джеймс Кэвизел, как говорят, после съемок был госпитализирован (из-за многослойного грима у исполнителя начались проблемы с кожей, а кроме того, он получил травму плеча и его дважды ударили хлыстом). В погоне за достоверностью Гибсон заставил своих героев говорить на латинском, древнееврейском и арамейском языках, как и их евангельские прототипы. Но, ступив на путь натурализма, Гибсон получил массу упреков со стороны исследователей — историков, священников и религиоведов. Впрочем, «Страсти Христовы» все равно очень понравились Иоанну Павлу II. Посмотрев картину, папа римский изрек: «Да, именно так все и было».
Поделиться с друзьями в соцсетях:
Похожие фильмы:
Комментировать
Регистрация